Периодическая система химических элементов

Опубликовано: 24.08.2018

видео Периодическая система химических элементов

Периодическая таблица Д.И.Менделеева - лучшая шпаргалка по химии.

Периодический закон Д. И. Менделеева — фундаментальный закон, устанавливающий периодическое изменение свойств химических элементов в зависимости от увеличения зарядов ядер их атомов.

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Учимся пользоваться.

Прошлое, или немного истории

Первый рукописный вариант периодической таблицы Менделеева

К середине XIX века было открыто 63 химических элемента, и многие ученые неоднократно предпринимали попытки найти закономерности в этом наборе. Среди них большую популярность благодаря своим достижениям в этой области получили немецкий химик И. Дёберейнер, А. де Шанкуртуа, английский учёный Дж. Ньюлендс, Одлинг и немец Мейер. Однако истину отыскать им так и не удалось.

В 1869 году русский химик Д. И. Менделеев представил Русскому химическому обществу сообщение об открытии им Периодического закона химических элементов. В 1871 г. он дал ему окончательную формулировку и тогда же придал своей периодической таблице вид, ставший классическим.

Однако гений Менделеева не только в том, что он открыл закономерность, а в том, что смог предсказать существование двенадцати новых неизвестных науке элементов, о которых никто в мире до него и подозревать не мог. Кроме того, Менделеев не только подробно описал свойства некоторых элементов и свойства их соединений, но даже предсказал те способы, при помощи которых они впоследствии будут найдены.

Настоящее и будущее

В XX веке происходило и сейчас продолжается активное развитие Периодического закона.

С 1960-х гг. в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне идет синтез трансурановых ядер (радиоактивные химические элементы, расположенные в периодической системе элементов Д. И. Менделеева за  ураном , то есть с атомным номером выше 92), параллельно с аналогичными исследованиями в американском Беркли и немецком Дармштадте. За это время в Дубне были созданы элементы с порядковыми номерами 104 , 105 , 113 , 114 , 115 , 116 , 118 .

Однако первопроходцами в этой области стали американцы. Первые трансурановые ядра были синтезированы в начале 1940-х гг. в Национальной лаборатории им. Лоуренса в Беркли (США).

Знатные первооткрыватели — ученые дармштадтского центра. Они создали и официально назвали уже пять элементов: 107-й борий , 108-й хассий , 109-мейтнерий , 110-й дармштадтий , 111-й рентгений , 112- коперниций .

112 — сейчас самый тяжелый из официально зарегистрированных элементов. 113-й ,114-й , 115-й , 116-й , 117-й и  118-й уже синтезированы российскими и американскими учеными, но еще не получили документов. Поэтому сегодняшняя цель ученых по всему миру — сверхтяжелые элементы, начиная со 119-го. В общем, гонки продолжаются.

Альтернатива

Существуют также альтернативные периодические таблицы, преследующие различные цели. Например, чтобы выделить или подчеркнуть различные химические или физические свойства элементов, которые не очевидны из традиционных периодических таблиц, или же чтобы подчеркнуть структуру электронного и ядерного строения атомов.

Наиболее значительной альтернативой является Левосторонняя система Жанета, предложенная в 1928 году. В ней элементы расположены согласно заполнению атомных орбиталей и часто используется физиками.

Левосторонняя система Жанета

Помимо этого, нашлись ученые, которые посмотрели на таблицу Менделеева с эстетической точки зрения и соорудили из нее цветок. Она так и называется — «Цветок Менделеева» и представляет собой трехмерный многолепестковый цветок, в котором каждый лепесток представлен атомами с определенным орбитальным квантовым числом.

"Цветок Менделеева"

Для заинтересовавшихся альтернативными вариантами Периодической таблицы, продолжение с описанием и иллюстрацией можно найти по этой ссылке .

Коробки для пиццы